employee from 01.01.2019 until now
UDC 33
This paper examines structural changes in Russia's regional policy related to the transition from the traditional equalizing approach to stimulating innovative territorial development through smart specialization mechanisms. Using a combination of structural-functional analysis of strategic documents and comparative research of budgetary indicators of Russian regions, the author identified a gap between the declared priorities of innovative development and practical mechanisms of financial support for regions. The research results show that regions with characteristics of trans-regional growth centers with concentrated scientific, technical, and educational resources often receive insufficient federal support through the system of inter-budgetary transfers and implementation of national projects. The study revealed several key problems in implementing the smart specialization concept: methodological inconsistency between equalizing and stimulating vectors of regional policy; misalignment between regional policy objectives and evaluation criteria for regional authorities and top officials of Russian regions; and contradiction between implemented financial instruments and strategic development priorities. Based on the analysis, the paper formulates practical recommendations for reforming Russia's regional policy, including a transition to the regional self-development model while ensuring equal access to development resources, prioritizing innovative development, harmonizing various regional policy directions, strengthening horizontal connections between regions, expanding international integration, and increasing adaptability of regional regulation mechanisms.
smart specialization, regional policy, trans-regional growth centers, innovative development, inter-budgetary transfers, scientific and technical potential of regions, national projects, interregional cooperation, spatial development, strategic planning
Введение
В России, с учетом территориальной протяженности и существенного регионального разнообразия в экономическом, социальном, культурном и природном аспектах, принципиальное значение приобретает реализация взвешенной и эффективной региональной политики, являющейся инструментом гармонизации федеративных отношений, обеспечения сбалансированного регионального развития и повышения социально-экономической устойчивости страны в целом [3; 29; 23].
Под региональной политикой, как правило, понимается система целей и инструментов социально-экономического развития регионов страны; основная направленность региональной политики – «устранение несоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических показателей и пропорций в региональном развитии» [36]. По мнению А.Н. Швецова в региональной политике следует выделять системный компонент, связанный с формированием общих предпосылок (экономических, институциональных, организационных и правовых), создающих благоприятную среду регионального развития, а также селективный компонент, «выражающийся в целенаправленном влиянии на определенные территориальные части страны, в воздействии на складывающиеся в них конкретные социально-экономические и экологические ситуации» [38]. Подобного подхода придерживаются и ряд других исследователей [15].
Традиционно в региональной политике страны выделяют два вектора – выравнивающий и стимулирующий [25]. Выравнивающий вектор связан со стремлением сгладить диспропорции пространственного развития, поддержкой менее развитых территорий за счет перераспределения ресурсов, прежде всего финансовых. Этот подход, основанный на принципах солидарности и социальной справедливости, обеспечивающий общенациональное равновесие и социальную стабильность, значительное время являлся доминирующим, к примеру авторы классической работы по региональной политике Армстронг и Тейлор отмечают, что «региональная политика существует потому, что имеются устойчивые региональные диспропорции, напрямую влияющие на благосостояние регионов» [40]. С другой стороны, стимулирующий вектор региональной политики ориентирован на поддержку и развитие конкурентных преимуществ отдельных территорий, стимулирование инноваций, привлечение инвестиций и развитие человеческого капитала с целью создания условий для самостоятельного экономического роста на основе уникальных ресурсов и реализации собственного потенциала, что подразумевает не только финансовую поддержку, но и разработку специализированных программ развития, направленных на улучшение инвестиционного климата, развитие инфраструктуры и поддержку местного предпринимательства. Селиверстов В.Е. [28] подчеркивает необходимость гармонизации в применении данных подходов, указывая на риски перехода исключительно к политике «поляризованного развития». Бреусова А.Г. [4], сравнивая основные параметры политики выравнивания и политики поляризованного развития, приходит к выводу, что «ставка на политику выравнивания за счет обеспечения текущих расходов бюджета устарела, поскольку степень диспропорций продолжает повышаться, а развития территорий, предполагающего рост производства и доходов, не происходит», и обосновывает необходимость перехода к политике поляризованного развития и стимулирования экономического роста в наиболее перспективных регионах.
При обсуждении вариантов реализации региональной политики и выстраивания стратегических приоритетов регионального развития активно обсуждается такой аспект, как инновационная и научно-техническая составляющая факторов экономического роста регионов [33; 7]. Среди зарубежных исследователей рассматриваются вопросы влияния научно-технического развития на региональный рост [39; 43; 49; 50], а также институциональные предпосылки подобных процессов [52; 55]. Выделяются предпосылки, преимущества и механизмы умной специализации регионов [42; 45; 47; 53; 62] и развития умных городов [46; 57; 61], а также исследуются кейсы отдельных стран и регионов [41; 44; 48; 51; 54; 56; 58–60].
Проблематика научно-технического развития регионов страны рассматривается в отечественных исследованиях достаточно давно, к примеру в монографии 1978 года «Региональная экономика. Теория, проблемы, методы» известного советского экономиста Н. Н. Некрасова особое внимание уделяется влиянию научно-технического прогресса на экономику регионов и ставится задача ускорения научно-технического развития на региональном уровне [20], хотя наибольший интерес к указанной проблематике, как показывают результаты эконометрических исследований, наблюдается в течение двух последних десятилетий.
Спиридонов Ю.А. [32], формулируя методологические предпосылки региональной политики, отмечает необходимость ориентации регионов на инновационное развитие, проведение институциональных преобразований, оценку регионального потенциала и конкурентных возможностей, создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата.
Лаппо Г.М. [14] обращает внимание на то, что инновационный потенциал регионов зачастую тесно связан с развитием городских агломераций, что «делает их базами модернизации всех сфер деятельности, всех отраслей хозяйства, страны в целом». Основой новой региональной политики считает городские агломерации и Травин Д.Г. [34]. Чумаков Д.С. [37] полагает, что крупные города могут являться проводником не только влияния на сопредельные регионы, но и стать точкой взаимодействия региональной и мировой экономики. Зубаревич Н.В. [8] указывает на поддержку развития городских центров и агломераций, способствующих инновационному развитию, как на одно из важнейших направлений региональной политики в РФ, наряду с улучшением человеческого капитала регионов, развитием транспортной инфраструктуры и сокращением экономического расстояния.
В статье Маршаловой и др. [18] предлагаются в качестве долгосрочных приоритетов региональной политики создание условий для развития и роста человеческого потенциала, развитие высокотехнологичных секторов экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, создание условий для производства и продвижения продукции, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке.
Указанные тезисы коррелируются с выводами и предложениями многих других авторов, предлагающих в качестве основного направления региональной политики и инструментария решения проблем регионального развития развивать инновационный, научно-технический и образовательный потенциал регионов [26], что напрямую соответствует концепции умной специализации, предполагающей выявление и развитие уникальных конкурентных преимуществ регионов на основе их научного, инновационного и образовательного потенциала, что обеспечивает устойчивый экономический рост и повышение качества жизни населения [1; 6; 10–13; 16; 17; 19; 27; 30; 35].
Цель настоящего исследования заключается в разработке научно обоснованных рекомендаций по реформированию региональной политики России на основе концепции умной специализации. Для решения поставленной цели рассматриваются нормативно-правовые основы региональной политики, анализируются финансово-бюджетные механизмы поддержки регионов-лидеров инновационного развития, выявляются ключевые реализации стимулирующих мер регионального развития, а также предлагаются направления совершенствования системы региональной политики РФ.
Рекомендации автора могут быть использованы при разработке и корректировке стратегических документов федерального и регионального уровня.
1. Abuzyarova, M. Umnaya specializaciya kak bazis razvitiya znanievyh ekosistem / M. Abuzyarova // Kreativnaya ekonomika. – 2021. – T. 15. – № 12. – S. 4613-4624. DOI: https://doi.org/10.18334/ce.15.12.113961; EDN: https://elibrary.ru/SHFVHY
2. Afanas'eva, N.V. Transformacionnye processy dinamiki innovacionnogo razvitiya regionov / N.V. Afanas'eva, L.A. Enikeeva, L.K. Shamina // Finansovyy menedzhment. – 2024. – № 5. – S. 11-23. EDN: https://elibrary.ru/EBPPJO
3. Bondarenko, N.E. Problema regional'nogo neravenstva v social'no-ekonomicheskom razvitii Rossiyskoy Federacii / N.E. Bondarenko, R.V. Gubarev // Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plehanova. – 2020. – T. 17. – № 5(113). – S. 56-68. DOI:https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-5-56-68. EDN: https://elibrary.ru/VCVDKJ
4. Breusova, A.G. Regional'naya politika: problemy i perspektivy / A.G. Breusova // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». – 2007. – № 1. – S. 69-74. EDN: https://elibrary.ru/LSPOXX
5. Buletova, N.E. Modelirovanie mezhregional'nyh integracionnyh processov: klasternyy podhod v usloviyah cifrovizacii / N.E. Buletova, A.M. Gubin // Voprosy innovacionnoy ekonomiki. – 2023. – T. 13. – № 1. – S. 521-534. DOI:https://doi.org/10.18334/vinec.13.1.117060. EDN: https://elibrary.ru/UNBEHD
6. Gnatyuk, S.N. Razvitie ekonomiki regiona: perehod ot klasterizacii k umnoy specializacii / S.N. Gnatyuk // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. – 2021. – № 16-2. – S. 826-831. EDN: https://elibrary.ru/TWQJDS
7. Gusarova, M.S. Problemy innovacionnogo razvitiya Rossii: analiz faktorov i institucional'nye resheniya / M.S. Gusarova // Voprosy innovacionnoy ekonomiki. – 2021. – T. 11. – № 4. – S. 1383-1402. DOI:https://doi.org/10.18334/vinec.11.4.113870. EDN: https://elibrary.ru/AFUPPT
8. Zubarevich, N.V. Regional'noe razvitie i regional'naya politika v Rossii / N.V. Zubarevich // Vserossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal EKO. – 2014. – № 4(478). – S. 7-27.
9. Kabirov, A.V. Klassifikaciya pokazateley ocenki effektivnosti regional'noy nauchno-tehnologicheskoy politiki / A.V. Kabirov // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. – 2024. – № 4(78). – S. 43-51. DOI:https://doi.org/10.47581/2024.IE-4-2024.Kabirov-Almaz-01. EDN: https://elibrary.ru/JZSHMB
10. Kalyuzhnova, N.Ya. Umnaya specializaciya rossiyskih regionov: vozmozhnosti i ogranicheniya / N.Ya. Kalyuzhnova, S.I. Violin // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. – 2020. – T. 10. – № 10. – S. 2457-2472. DOI: https://doi.org/10.18334/epp.10.10.111061; EDN: https://elibrary.ru/YJZJBJ
11. Konovalova, K.Yu. Ocenka i sposoby preodoleniya regional'nogo neravenstva v novoy ekonomicheskoy real'nosti / K.Yu. Konovalova // Municipalitet: ekonomika i upravlenie. – 2022. – № 4(41). – S. 53-63. DOI: https://doi.org/10.22394/2304-3385-2022-4-53-63; EDN: https://elibrary.ru/VRPWMJ
12. Kumakova, S.V. Innovacionnye klastery kak mehanizm proektnoy realizacii strategii razvitiya regiona v ramkah «Umnoy specializacii» / S.V. Kumakova // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. – 2019. – № 14-1. – S. 825-830. EDN: https://elibrary.ru/EILIWV
13. Kucenko, E. Mozhno li byt' umnym v odinochestve? Issledovanie innovacionnyh strategiy rossiyskih regionov v kontekste umnoy specializacii / E. Kucenko, E. Islankina, A. Kindras' // Forsayt. – 2018. – T. 12. – № 1. – S. 25-45. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.1.25.45; EDN: https://elibrary.ru/YTPMIP
14. Lappo, G.M. Goroda Rossii. Vzglyad geografa / G.M. Lappo. – M. : Novyy hronograf, 2012. – 504 s. EDN: https://elibrary.ru/QKLEZX
15. Leonov, S.N. Selektivnaya regional'naya politika kak samostoyatel'nyy tip regional'noy politiki gosudarstva / S.N. Leonov, O.V. Sidorenko // Gosudarstvennoe upravlenie. – 2011. – № 28. – S. 19.
16. Lobkova, E.V. Regional'nye strategii cifrovoy transformacii: algoritm aktualizacii proektov i celey / E.V. Lobkova, E.A. Osadchenko // MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). – 2023. – T. 14. – № 4. – S. 602-618. DOI: https://doi.org/10.18184/2079-4665.2023.14.4.602-618; EDN: https://elibrary.ru/JXDICL
17. Mal'sagov, A.I. Klasternyy podhod v regional'noy politike / A.I. Mal'sagov // Inzhenernyy vestnik Dona. – 2012. – T. 20. – № 2. – S. 397-403. EDN: https://elibrary.ru/PCRQNL
18. Marshalova, A.S. Regional'naya politika: prioritety i principy realizacii / A.S. Marshalova, A.S. Novoselov, G.D. Kovaleva // Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. – 2016. – № 3(115). – S. 128-136. EDN: https://elibrary.ru/WCYVJB
19. Merzlikina, G.S. Koncepciya «Umnoy specializacii» regionov: utochnenie principov / G.S. Merzlikina // Voprosy innovacionnoy ekonomiki. – 2021. – T. 11. – № 3. – S. 997-1014. DOI: https://doi.org/10.18334/vinec.11.3.113227; EDN: https://elibrary.ru/FIAFQA
20. Nekrasov, N.N. Regional'naya ekonomika. Teoriya, problemy, metody / N.N. Nekrasov. – 2-e izd. – M. : Ekonomika, 1978. – 344 s.
21. Pobedin, A.A. Innovacii kak faktor regional'nogo ekonomicheskogo rosta (na primere Respubliki Tatarstan) / A.A. Pobedin // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. – 2025. – № 69. – S. 21-40. DOI:https://doi.org/10.17223/19988648/69/2. EDN: https://elibrary.ru/XAYWBH
22. Pobedin, A.A. Profili specializacii rossiyskih regionov – liderov innovacionnogo razvitiya / A.A. Pobedin // Municipalitet: ekonomika i upravlenie. – 2024. – № 4. – S. 20-33. DOI:https://doi.org/10.22394/2304-3385-2024-4-20-33. EDN: https://elibrary.ru/JKHHGH
23. Pobedin, A.A. Teoreticheskiy bazis formirovaniya effektivnoy politiki regional'nogo razvitiya / A.A. Pobedin // Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. – 2024. – T. 2. – № 65. – S. 36-53. DOI:https://doi.org/10.22394/1997-4469-2024-65-2-36-53. EDN: https://elibrary.ru/RNZTIZ
24. Pobedin, A.A. Innovacionnaya ekosistema kak drayver regional'nogo razvitiya: evolyuciya koncepcii i sovremennye napravleniya issledovaniy / A.A. Pobedin, D.V. Fedulov // Diskussiya. – 2024. – № 9(130). – S. 60-71. DOI: https://doi.org/10.46320/2077-7639-2024-9-130-60-71; EDN: https://elibrary.ru/HMNVQD
25. Pyatkova, N.P. Usloviya formirovaniya regional'noy politiki / N.P. Pyatkova // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta. – 2019. – T. 5(71). – № 4. – S. 129-135.
26. Rastvorceva, S.N. Innovacionnyy put' izmeneniya traektorii predshestvuyuschego razvitiya ekonomiki regiona / S.N. Rastvorceva // Ekonomika regiona. – 2020. – T. 16. – № 1. – S. 28-42. DOI:https://doi.org/10.17059/2020-1-3. EDN: https://elibrary.ru/VEHTRX
27. Samostroenko, G.M. Strategii «Umnoy specializacii» regional'nogo razvitiya / G.M. Samostroenko // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. – 2019. – № 14-2. – S. 933-935. EDN: https://elibrary.ru/LALISI
28. Seliverstov, V.E. Dve modeli regional'noy politiki / V.E. Seliverstov // Vserossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal EKO. – 2008. – № 4(406). – S. 88-92. EDN: https://elibrary.ru/JULPCR
29. Silin, Ya.P. Evolyuciya paradigmy regional'noy ekonomiki / Ya.P. Silin, E.G. Animica // Journal of New Economy. – 2020. – T. 21. – № 1. – S. 5-28. DOI:https://doi.org/10.29141/2658-5081-2020-21-1-1. EDN: https://elibrary.ru/RJQVLH
30. Slonimskaya, M.A. Setevye innovacionnye integratory: osnovnye formy i «umnye» specializacii / M.A. Slonimskaya // Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. – 2018. – № 13. – S. 50-59.
31. Somoev, R.G. Subfederal'naya byudzhetnaya politika i problemy byudzhetno-nalogovogo federalizma / R.G. Somoev. – Mahachkala : Format, 2021. – 245 s. DOI: https://doi.org/10.34775/v8540-4432-8300-s; EDN: https://elibrary.ru/FDKYFK
32. Spiridonov, Yu.A. Osnovy formirovaniya regional'noy politiki / Yu.A. Spiridonov // Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii. – 2002. – № 1. – S. 80-92. EDN: https://elibrary.ru/IAZEYX
33. Suhovey, A.F. Differenciaciya strategiy innovacionnogo razvitiya regionov kak uslovie povysheniya effektivnosti social'no-ekonomicheskoy politiki v RF / A.F. Suhovey, I.M. Golova // Ekonomika regiona. – 2020. – T. 16. – № 4. – S. 1302-1317. DOI:https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-20. EDN: https://elibrary.ru/QAXGKV
34. Travin, D.G. O nekotoryh voprosah regional'noy politiki / D.G. Travin // Gosudarstvennaya sluzhba. – 2021. – T. 23. – № 5(133). – S. 26-30. DOI: https://doi.org/10.22394/2070-8378-2021-23-5-26-30; EDN: https://elibrary.ru/BSURFC
35. Folomeykina, L.N. Innovacionnoe razvitie regiona: puti i vozmozhnosti / L.N. Folomeykina // Szhatie social'no-ekonomicheskogo prostranstva. – M. : Eslan, 2010. – S. 340-356.
36. Hamirzova, S.K. Regional'naya politika gosudarstva / S.K. Hamirzova // Novye tehnologii. – 2009. – № 4. – S. 99-101. EDN: https://elibrary.ru/KZRLXX
37. Chumakov, D.S. Megapolisy v global'noy i regional'noy politike / D.S. Chumakov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. – 2014. – № 1. – S. 174-184.
38. Shvecov, A.N. Obschesistemnaya i selektivnaya gosudarstvennaya regional'naya politika / A.N. Shvecov // Problemnyy analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. – 2009. – № 2. – S. 37-48. EDN: https://elibrary.ru/KWOCAV
39. Aghion, P. Science, technology and innovation for economic growth: linking policy research and practice in “STIG systems” / P. Aghion, P.A. David, D. Foray // Research Policy. – 2009. – Vol. 38. – № 4. – P. 681-693. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2009.01.016; EDN: https://elibrary.ru/XXYRTH
40. Armstrong, H. Regional economics and policy / H. Armstrong, J. Taylor. – Blackwell Publishing, 2000. – 437 p.
41. Bakici, T.Y. Smart city initiative: the case of Barcelona / T.Y. Bakici, E. Almirall, J.A. Wareham // Journal of the Knowledge Economy. – 2013. – Vol. 4. – № 2. – P. 135-148. DOI: https://doi.org/10.1007/s13132-012-0084-9; EDN: https://elibrary.ru/AVRVAQ
42. Boschma, R. Constructing regional advantage and smart specialisation: comparison of two European policy concepts / R. Boschma // Scienze Regionali. – 2014. – Vol. 13. – № 1. – P. 51-68. DOI: https://doi.org/10.3280/SCRE2014-001004
43. Boschma, R. Technological relatedness and regional branching / R. Boschma, K. Frenken // Beyond territory: Dynamic geographies of knowledge creation, diffusion and innovation. – Routledge, 2011. – P. 64-81.
44. Bruneckienė, J. Smart economic development patterns in Europe: interaction with competitiveness / J. Bruneckienė, J. Rapsikevičius, M. Lukauskas et al. // Competitiveness Review. – 2023. – Vol. 33. – № 2. – P. 302-331. DOI: https://doi.org/10.1108/cr-02-2021-0026; EDN: https://elibrary.ru/JSSMPQ
45. Capello, R. From theory to practice in smart specialization strategy: emerging limits and possible future trajectories / R. Capello, H. Kroll // European Planning Studies. – 2016. – Vol. 24. – № 8. – P. 1393-1406. DOI: https://doi.org/10.1080/09654313.2016.1156058
46. Caragliu, A. Smart cities in europe / A. Caragliu, C. Del Bo, P. Nijkamp // Journal of Urban Technology. – 2011. – Vol. 18. – № 2. – P. 65-82. DOI: https://doi.org/10.1080/10630732.2011.601117
47. D’Adda, D. Is smart specialisation strategy coherent with regional innovative capabilities? / D. D’Adda, E. Guzzini, D. Iacobucci, R. Palloni // Regional Studies. – 2019. – Vol. 53. – № 7. – P. 1004-1016. DOI: https://doi.org/10.1080/00343404.2018.1523542
48. Dagiliene, L. Exploring smart economic development and competitiveness in Central and Eastern European countries / L. Dagiliene, J. Bruneckien, R. Jucevicius, M. Lukauskas // Competitiveness Review. – 2020. – Vol. 30. – № 5. DOI: https://doi.org/10.1108/CR-04-2019-0041; EDN: https://elibrary.ru/EWWLAA
49. De Grauwe, P. Structural reforms, animal spirits, and monetary policies / P. De Grauwe, Y. Ji // European Economic Review. – 2020. – Vol. 124. DOI: https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2020.103395; EDN: https://elibrary.ru/YDYUDX
50. Dotti, N.F. Economic drivers and specialization patterns in the spatial distribution of framework programme’s participation / N.F. Dotti, A. Spithoven // Papers in Regional Science. – 2017. – Vol. 97. – № 4. – P. 863-882. DOI: https://doi.org/10.1111/pirs.12299
51. Evans, G. Emergence of a digital cluster in East London: birth of a new hybrid firm / G. Evans // Competitiveness Review. – 2019. – Vol. 29. – № 3. – P. 253-266. DOI: https://doi.org/10.1108/CR-08-2018-0047
52. Evenhuis, E. Institutional change in cities and regions: a path dependency approach / E. Evenhuis // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. – 2017. – Vol. 10. – № 3. – P. 509-526. DOI: https://doi.org/10.1093/cjres/rsx014
53. Foray, D. From smart specialisation to smart specialisation policy / D. Foray // European Journal of Innovation Management. – 2014. – Vol. 17. – № 4. – P. 492-507. DOI: https://doi.org/10.1108/EJIM-09-2014-0096
54. Jiang, Y. Structural change and growth in china under economic reforms: patterns, causes and implications / Y. Jiang // Review of Urban and Regional Development Studies. – 2011. – Vol. 23. – № 1. – P. 48-65. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-940X.2011.00177.x
55. Jucevicius, R. Smart social system / R. Jucevicius, P. Juceviciene // International practices of smart development. – Peter Lang GmbH, 2015. – P. 39-56. DOI: https://doi.org/10.3726/978-3-653-06086-7
56. Krammer, S. Science, technology, and innovation for economic competitiveness: the role of smart specialization in less-developed countries / S. Krammer // Technological Forecasting and Social Change. – 2017. – Vol. 123. – P. 95-107. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.06.028
57. Kumar, T.M.V. Smart economy in smart cities. International collaborative research / T.M.V. Kumar. – Springer, 2017. – 328 p.
58. Lee, S.H. Towards ubiquitous city: concept, planning, and experiences in the Republic of Korea / S.H. Lee, J.H. Han, Y.T. Leem, T. Yigitcanlar // Knowledge-based urban development: Planning and applications in the information era. – 2008. – P. 148-169. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-59904-720-1.ch009
59. Machado Junior, C. Do Brazilian cities want to become smart or sustainable? / C. Machado Junior, D. Ribeiro, R. Pereira, R. Bazanni // Journal of Cleaner Production. – 2018. – Vol. 199. – P. 214-221. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2018.07.072
60. Martin, C. Smart and sustainable? Five tensions in the visions and practices of the smart-sustainable city in Europe and North America / C. Martin, J. Evans, A. Karvonen // Technological Forecasting and Social Change. – 2018. – Vol. 133. – P. 269-278. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.01.005
61. Mora, L. Smart-City development paths: insights from the first two decades of research / L. Mora, M. Deakin, A. Reid // Smart and sustainable planning for cities and regions: SSPCR 2017. – Springer, 2018. – P. 403-427.
62. Piirainen, K.A. Regional foresight and dynamics of smart specialization: A typology of regional diversification patterns / K.A. Piirainen, A.N. Tanner, L. Alkærsig // Technological Forecasting and Social Change. – 2017. – Vol. 115. – P. 289-300. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.06.027
63. Pobedin, A.A. Federal Intergovernmental Transfers in the Russian Federation: Experience and Results of Implementation / A.A. Pobedin // R-Economy. – 2024. – Vol. 10. – № 2. – P. 174-189. DOI:https://doi.org/10.15826/recon.2024.10.2.011 EDN: https://elibrary.ru/NZMHJJ




