В статье рассмотрены требования, которые необходимо выполнять при численном моделировании процесса торможения автомобильного колеса в реальном времени. Представлены рекомендации по выбору оптимального численного метода.
колесо, моделирование, численные методы, оптимизация, сокращение времени расчета
СЕКЦИЯ «ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ И МЕХАНИЗМОВ»
УДК 629.113
О ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО ЧИСЛЕННОГО МЕТОДА ДЛЯ СОКРАЩЕНРИЯ ВРЕМЕНИ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КОЛЕСА
ON THE POSSIBILITY OF CHOOSING THE OPTIMAL NUMERICAL METHOD TO REDUCE THE TIME OF CALCULATION OF PARAMETERS OF AUTOMOTIVE BRAKING WHEELS
Балакина Е.В.,д.т.н., профессор,
Зотов Н.М., Федин А.П., Тюрин С.В.,к.т.н., доцент
Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия
DOI: 10.12737/14463
Аннотация: В статье рассмотрены требования, которые необходимо выполнять при численном моделировании процесса торможения автомобильного колеса в реальном времени. Представленырекомендацииповыборуоптимальногочисленногометода.
Summary: The article describes the requirements that must be done by numerical simulation the process of braking the car wheels in real time. Analysis of some of the most common numerical methods used to calculate the parameters of the braking wheel. Presents guidelines for choosing the optimal numerical method.
Ключевыеслова:колесо, моделирование, численныеметоды, оптимизация, сокращениевременирасчета
Keywords: wheel, simulation, numerical methods, optimization, reduce the time of calculation.
Процесс торможения одиночного колеса при отсутствии боковой силы обычно представляют системой уравнений [1], [5], [6] (далее – «система»).
Для решения этой системы необходимо применять численные методы. В связи с этим, для обеспечения возможности расчета достоверных значений параметров торможения автомобильного колеса в реальном времени к его математической модели и методу ее решения предъявляются следующие требования:
1. Зотов В.М. Проблемы численного моделирования динамических процессов в реальном времени и возможные пути их решения. / В.М. Зотов, Н.М. Зотов, А.В.Федин. // Математика. Компьютер. Образование: сб. науч. трудов. - М.: 2000. вып. 7, ч. 2. - с. 597-603.
2. Иванов В.В. Колебания автомобиля с антиблокировочной системой при торможении. - Диссертация … канд. техн. наук. - Волгоград, 1986. - 172 с.
3. Кранцов Г.П. Оценка тормозных свойств автомобиля с автоматизированным приводом модельным методом. - Диссертация …канд. техн. наук. - Волгоград, 1981. - 128 с.
4. Проблемы моделирования динамических процессов в реальном времени (на примере тормозной динамики автомобиля) / Е.В. Балакина, Н.М. Зотов, В.М. Зотов, И.А. Платонов, А.П. Федин. - М.: Машиностроение, 2013. - 300 с.
5. Ревин А.А. Повышение эффективности, устойчивости и управляемости при торможении автотранспортных средств. - Диссертация … доктора техн. наук. - Волгоград, 1983. - 601 с.
6. Федин А.П. Обеспечение адекватности моделирования рабочих процессов элементов автомобиля при испытаниях на виртуально-физических стендах-тренажерах: - Диссертация…канд. техн. наук. - Волгоград, 2006. - 239 с.
7. Carlos Canudas-de-Wit Dynamic Friction Models for Road/TireLongitudinal Interaction / Carlos Canudas-de-Wit, Panagiotis Tsiotras, Efstathios Velenis, Michel Basset and Gerard Gissinger // Vehicle System Dynamics. - 2002. - Vol. 39(3). - P.189-226.
8. Mark Denny The dynamics of antilock brake systems / Mark Denny // European Journal of Physics. - 2005. - Vol. 26, №6. - P. 1007-1016.